Родительский день

Все фото в статье принадлежат автору

Три дня чистого снега

Чтобы поехать отдыхать зимой всей семьей с особенным ребенком надо не только много денег, но и много терпения и сил. Если изначально сил недостаточно, то лучше на такую поездку не соглашаться. Потому что отдохнуть вряд ли удастся. О своем опыте зимних путешествий с двумя детьми, один из которых аутист, рассказывает Мария Дубова.

А что удастся? Удастся немного сменить обстановку, а именно несколько дней подряд варить макароны не на своей кухне, а на чужой. В снятой квартире, и в чужой кастрюле. Еще удастся пробежаться по продуктовому магазину. Что схватил, то твое. Мне удалось, помимо макарон, схватить малину. Я считаю это большим успехом. Удастся отбить себе мягкое место в аквапарке, и там же заработать несколько новых синяков собрав все углы во время спуска в горном потоке. Вы не подумайте, я ничего против аквапарков не имею. Просто будьте готовы к тому, что вам придется вместе со своими детьми кататься на всех этих горках, изображать дикий восторг и умолять их сделать перерыв хотя бы на кружку пива. А если, вдруг, синяков еще недостаточно, то, не переживайте, еще не все потеряно. Еще же есть валяние в снегу, игра в снежки, вылепливание снежной бабы, облизывание сосулек, ну и катание на санках. С последним лучше всего идет глинтвейн. Поэтому хорошо бы найти горку для катания на санях где-нибудь рядом с ларьком, где продают глинтвейн. Так как-то проще.

На самом деле, выбора, ехать или не ехать зимой в отпуск, у нас особо нет. Решившись однажды показать детям снег, мы теперь вынуждены смотреть на этот снег каждую зиму. Опять же, не то, что я не люблю снег. Я его люблю. Но только три дня в году. Не больше. Больше я снег не люблю.

Примерно начиная с сентября, Яша, 12-летний ребенок-аутист, начинает показывать мне мультфильмы про снег и бесконечных снеговиков. Яков не разговаривает и с помощью Ютюба он со мной общается. Через эти мультфильмы он как-бы спрашивает у меня, купила ли я уже билеты на самолет, чтобы поехать на снег, или нет. Раньше он меня еще заставлял этих снеговиков рисовать. Теперь мы просто смотрим вместе мультфильмы про снег. Думаю, что Яша осознает тот факт, что я стала более сообразительной, поэтому рисовать уже не требуется.

Когда билеты куплены и Яшка точно знает куда и когда мы летим, он немного успокаивается. Следующий этап нашей подготовки — это специальная книга путешествий, в которой мы подробно расписываем что мы будем делать во время отпуска. Каждый день у нас продуман до мелочей. На каждое действие мы наклеиваем свою картинку.   Например, если мы решаем, что мы идем в Макдональдс, то в книге путешествий должна быть картинка Макдональдса, соответственно если у нас по программе аквапарк, то должна быть картинка аквапарка. Если мы едем отдыхать к родственникам, то должна быть фотография родственников. Поскольку Яшка должен знать кого он встретит на своем пути. Подобная книга снимает напряжение от неизвестности. Ребенок понимает, что его ждет завтра и послезавтра и вообще в течение всего отпуска, поэтому не переживает. Кстати, делать подобную книгу очень любит и сестра Яшки — Даша. Для нее тоже очень важно знать, что ее ждет во время путешествия. Но для нее это больше развлечение, в то время как для Яши — это средство общения.

Проблемы начинаются в тот момент, когда приходится менять планы. Невозможно все всегда предугадать и предвидеть. Непредвиденное изменение расписания для ребенка-аутиста — это катастрофа вселенского масштаба. Так, во время нашего недавнего путешествия нам пришлось несладко. Мы прилетели в ураган. На следующий день по плану мы должны были на фуникулере забраться на вершину горы, там долго гулять и валяться в снегу, потом на том же фуникулере спустится и еще немного покататься на санках у подножья горы. Фуникулер не работал. Это сразу разрушило все наши планы. Яша моментально впал в панику и начал истерить. Он пытался вырваться из наших объятий и влезть в закрытые кабинки фуникулера. Нам пришлось срочно уезжать, но Яша не сдавался. Он сделал попытку выйти из машины прямо на трассе. При этом он постоянно пытался меня укусить, желая выплеснуть свою агрессию. В этот момент очень сложно не впасть в панику самой. Я продолжала спокойно объяснять, что мы покатаемся на фуникулере позднее, когда он будет работать, а сейчас мы едем в аквапарк. Диме и Даше тоже пришлось очень непросто. Потому что ехать и вести машину, в которой бьется 12-летний ребенок-аутист — это задача не для слабонервных. Примерно через 25 минут Яше удалось совладать с собой и он успокоился. Наверное, стоит сказать, что 25 минут, — это совсем мало. Раньше Яшка мог истерить часами.

Второй этап истерики нас ожидал на следующий день, когда выяснилось, что фуникулер все еще не работает. В этот день Яше удалось совладать с собой еще быстрее. И тем не менее, неприятное ощущение все равно преследовало нас весь день. Мы еще очень переживали, что и на третий день, горнолыжные курорты вместе с их фуникулерами, будут закрыты. Подъезжая на третий день к горам, мы с Димой были готовы пообещать все что угодно, за работающий фуникулер. Мы говорили о том, что если он работает, мы приедем сюда и на следующий год и оставим тут все все свои деньги. И о чудо! Фуникулер работал. Это был прекрасный день нашего отпуска еще и потому, что все шло по плану. Мы доехали до самой вершины, прошлись по заснеженному маршруту, посидели в кафе, и до посинения поп катались на санках. Яшка наконец-то расслабился и успокоился. Даша рисовала на снегу ангелов и скатывалась кубырем с мелких горок, мы все по очереди окунались лицом в снег и много смеялись. На следующий день рано утром мы улетели домой.

Удалось ли мне отдохнуть?  Мне удалось отвлечься, вымокнуть и вспомнить детство. Поносить шапку, натянуть колготки и натереть ноги зимними ботинками. Еще удалось осознать, что трех дней зимы мне и моей семье вполне достаточно, чтобы почувствовать себя счастливыми. Наверное, все это и называется отдыхом. Потому что никакого другого отдыха у меня и не бывает, ну и кроме того, а как еще по-другому все это назвать?

Обсудить на Facebook
@relevantinfo
Читатели, которым понравилась эта статья, прочли также...